На главную страницу
Эннио Морриконе - Москва. 23 июня 2005 года. 19 часов 00 минут. Государственный Кремлёвский Дворец.
о концерте | фотогалерея | материалы прессы     

"Газета" от 19.06.2005


«Самоповторов я не боюсь»

На этой неделе помимо многочисленных гостей ММКФ Москву посетит еще одна звезда кинематографа - вне всякой связи с фестивалем. Самый, наверное, известный из живущих кинокомпозиторов, итальянец Эннио Морриконе, даст в четверг единственный концерт в Кремле. Шоу получило симптоматичное название «Однажды в России». Накануне Эннио Морриконе согласился ответить на вопросы Антона Долина.

- Вас знают как автора нескольких эталонных тем - прежде всего из фильмов Серджо Леоне. Не хотелось ли вам когда-либо избавиться от имиджа автора той музыки?
- Нет, никогда. Во всяком случае, это меня абсолютно не задевает.

- А какие свои работы вы вообще считаете самыми важными? Есть любимые?
- На этот вопрос я вам отвечу так: каждое мое сочинение для меня как родной сын, все они мной одинаково любимы!

- Работа с каким режиссером запомнилась вам больше всего и почему?
- С некоторыми режиссерами было очень интересно работать. Могу, к примеру, назвать таких, как Джилло Понтекорво, Джулиано Монтальдо, Джузеппе Торнаторе. Нас связывало многое: схожесть мыслей, мировоззрения и отношения к творчеству.

- А чем вас удивила (если удивила) работа с российскими партнерами в фильме «72 метра»?
- Владимир Хотиненко покорил меня своей доброжелательностью по отношению ко мне. Когда мы приступили к работе, между нами возникло полное взаимопонимание насчет музыки, которую предполагалось использовать в фильме, и тех эмоций, которые музыка должна передать. Полная гармония между режиссером и композитором: Хотиненко принял мои предложения, а я - его. Больше всего мне в «72 метрах» понравился оптимистический финал. В нем звучит надежда, что подводники, оставшиеся в морских глубинах, все-таки смогут найти спасение, что тот единственный вынырнувший на поверхность подводник, с трудом идущий по земле, похожей на чужую планету, сможет их спасти. А еще я очень оценил умение режиссера разрядить трагическую атмосферу, добавив в ту или иную сцену легкий юмор.

- Что вы думаете об использовании вашей музыки Квентином Тарантино в «Убить Билла»?
- Я не видел этого фильма, и мне трудно ответить на ваш вопрос.

- Всегда ли вы пишете музыку, уже посмотрев фильм? Бывает ли, что к вам обращаются на начальной стадии проекта и вы пишете музыку к фильму одновременно со съемками?
- Перед тем как сочинять музыку, я довольно долго беседую с режиссером. На этом этапе моя главная задача - понять его мысли, его идеи. После чего я выражаю ему свое мнение и впечатления. Должен сказать, что чем меньше требований выдвигает режиссер на начальном этапе, тем лучше. Это не значит, что я пишу музыку без его согласия или вопреки его мнению. Перед тем как ее записывать, я должен добиться от режиссера абсолютного одобрения. Ведь автор фильма - он, а не я!

- Считаете ли вы, что киномузыка - особый вид музыки?
- Киномузыка - особый жанр. Вне жанров и стилей существует только то, что я называю Абсолютной музыкой - той, что переходит через границы времени и пространства.

- И какие направления этой Абсолютной музыки повлияли на вас больше всего?
- Тот, кто учился музыке серьезно, не может не чувствовать на своих плечах груз всего, что было сделано в этой области до него. Прошлое со временем приобретает самостоятельную и законченную форму… Среди композиторов, которых я особенно люблю и почитаю и чьи мотивы иногда можно услышать в моей музыке, - Монтеверди, Палестрина, Бах, Стравинский, Луиджи Ноно, Веберн, Шенберг.

- А как вы относитесь к современной электронной музыке, в том числе танцевальной?
- Электронная музыка - тоже особый вид музыки, скажем так... Я считаю, что если существует профессиональный подход, то любые искания законны.

- Боитесь ли вы самоповторов?
- Самоповторов я не боюсь. Я приступаю к каждому фильму с большим уважением к проекту и прежде всего к его автору. Стараюсь уловить и выразить суть, настроение фильма, что в итоге выливается в музыкальное оформление - каждый раз другое, новое.

- Вы не считаете, что количество работ неминуемо ведет к снижению художественного качества? Или здесь нет взаимосвязи?
- Если ты профессионально относишься к своей работе, то между качеством и количеством взаимосвязи нет. Иногда и малое количество не исключает низкого качества.

- Кого среди современных кинокомпозиторов вы считаете своими наследниками?
- Сложно назвать кого-то конкретного...

- Мешает ли известность работе?
- Известность - это подтверждение ценности твоего труда. Это ответ публики на то, что ты делаешь. А такой ответ может только радовать и уж точно никак не мешать.

Однажды в Италии
Прославленный итальянский композитор Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. Его судьба была предопределена в тот момент, когда в школе он познакомился с одноклассником по имени Серджо Леоне. Вместе они изобрели спагетти-вестерн: Леоне отвечал за режиссуру, а Морриконе - за музыку, которая была не менее важным элементом в легендарных фильмах 'За пригоршню долларов' (1964), 'На несколько долларов больше' (1965), 'Хороший, плохой, злой' (1966), 'Однажды на Диком Западе' (1968). Завершилось их сотрудничество последним фильмом Леоне 'Однажды в Америке' (1984), но Морриконе стал с годами известен еще и как автор пронзительной темы из 'Профессионала' (1981), как создатель музыки к фильмам Бертолуччи, Пазолини и Торнаторе. Он самый плодовитый кинокомпозитор в мире - в его фильмографии более пятисот пунктов. Автор музыки к фильму Владимира Хотиненко '72 метра' (2004).



 

***

Назад


© Создание Фабрика Новых Технологий 2004