«Самоповторов я не боюсь»
На этой неделе помимо многочисленных
гостей ММКФ Москву посетит еще одна звезда кинематографа
- вне всякой связи с фестивалем. Самый, наверное,
известный из живущих кинокомпозиторов, итальянец
Эннио Морриконе, даст в четверг единственный концерт
в Кремле. Шоу получило симптоматичное название
«Однажды в России». Накануне Эннио Морриконе согласился
ответить на вопросы Антона Долина.
- Вас знают как автора нескольких эталонных тем
- прежде всего из фильмов Серджо Леоне. Не хотелось
ли вам когда-либо избавиться от имиджа автора
той музыки?
- Нет, никогда. Во всяком случае, это меня абсолютно
не задевает.
- А какие свои работы вы вообще считаете самыми
важными? Есть любимые?
- На этот вопрос я вам отвечу так: каждое мое
сочинение для меня как родной сын, все они мной
одинаково любимы!
- Работа с каким режиссером запомнилась вам больше
всего и почему?
- С некоторыми режиссерами было очень интересно
работать. Могу, к примеру, назвать таких, как
Джилло Понтекорво, Джулиано Монтальдо, Джузеппе
Торнаторе. Нас связывало многое: схожесть мыслей,
мировоззрения и отношения к творчеству.
- А чем вас удивила (если удивила) работа с российскими
партнерами в фильме «72 метра»?
- Владимир Хотиненко покорил меня своей доброжелательностью
по отношению ко мне. Когда мы приступили к работе,
между нами возникло полное взаимопонимание насчет
музыки, которую предполагалось использовать в
фильме, и тех эмоций, которые музыка должна передать.
Полная гармония между режиссером и композитором:
Хотиненко принял мои предложения, а я - его. Больше
всего мне в «72 метрах» понравился оптимистический
финал. В нем звучит надежда, что подводники, оставшиеся
в морских глубинах, все-таки смогут найти спасение,
что тот единственный вынырнувший на поверхность
подводник, с трудом идущий по земле, похожей на
чужую планету, сможет их спасти. А еще я очень
оценил умение режиссера разрядить трагическую
атмосферу, добавив в ту или иную сцену легкий
юмор.
- Что вы думаете об использовании вашей музыки
Квентином Тарантино в «Убить Билла»?
- Я не видел этого фильма, и мне трудно ответить
на ваш вопрос.
- Всегда ли вы пишете музыку, уже посмотрев фильм?
Бывает ли, что к вам обращаются на начальной стадии
проекта и вы пишете музыку к фильму одновременно
со съемками?
- Перед тем как сочинять музыку, я довольно долго
беседую с режиссером. На этом этапе моя главная
задача - понять его мысли, его идеи. После чего
я выражаю ему свое мнение и впечатления. Должен
сказать, что чем меньше требований выдвигает режиссер
на начальном этапе, тем лучше. Это не значит,
что я пишу музыку без его согласия или вопреки
его мнению. Перед тем как ее записывать, я должен
добиться от режиссера абсолютного одобрения. Ведь
автор фильма - он, а не я!
- Считаете ли вы, что киномузыка - особый вид
музыки?
- Киномузыка - особый жанр. Вне жанров и стилей
существует только то, что я называю Абсолютной
музыкой - той, что переходит через границы времени
и пространства.
- И какие направления этой Абсолютной музыки
повлияли на вас больше всего?
- Тот, кто учился музыке серьезно, не может не
чувствовать на своих плечах груз всего, что было
сделано в этой области до него. Прошлое со временем
приобретает самостоятельную и законченную форму…
Среди композиторов, которых я особенно люблю и
почитаю и чьи мотивы иногда можно услышать в моей
музыке, - Монтеверди, Палестрина, Бах, Стравинский,
Луиджи Ноно, Веберн, Шенберг.
- А как вы относитесь к современной электронной
музыке, в том числе танцевальной?
- Электронная музыка - тоже особый вид музыки,
скажем так... Я считаю, что если существует профессиональный
подход, то любые искания законны.
- Боитесь ли вы самоповторов?
- Самоповторов я не боюсь. Я приступаю к каждому
фильму с большим уважением к проекту и прежде
всего к его автору. Стараюсь уловить и выразить
суть, настроение фильма, что в итоге выливается
в музыкальное оформление - каждый раз другое,
новое.
- Вы не считаете, что количество работ неминуемо
ведет к снижению художественного качества? Или
здесь нет взаимосвязи?
- Если ты профессионально относишься к своей работе,
то между качеством и количеством взаимосвязи нет.
Иногда и малое количество не исключает низкого
качества.
- Кого среди современных кинокомпозиторов вы
считаете своими наследниками?
- Сложно назвать кого-то конкретного...
- Мешает ли известность работе?
- Известность - это подтверждение ценности твоего
труда. Это ответ публики на то, что ты делаешь.
А такой ответ может только радовать и уж точно
никак не мешать.
Однажды в Италии
Прославленный итальянский композитор Эннио Морриконе
родился 10 ноября 1928 года в Риме. Его судьба
была предопределена в тот момент, когда в школе
он познакомился с одноклассником по имени Серджо
Леоне. Вместе они изобрели спагетти-вестерн: Леоне
отвечал за режиссуру, а Морриконе - за музыку,
которая была не менее важным элементом в легендарных
фильмах 'За пригоршню долларов' (1964), 'На несколько
долларов больше' (1965), 'Хороший, плохой, злой'
(1966), 'Однажды на Диком Западе' (1968). Завершилось
их сотрудничество последним фильмом Леоне 'Однажды
в Америке' (1984), но Морриконе стал с годами
известен еще и как автор пронзительной темы из
'Профессионала' (1981), как создатель музыки к
фильмам Бертолуччи, Пазолини и Торнаторе. Он самый
плодовитый кинокомпозитор в мире - в его фильмографии
более пятисот пунктов. Автор музыки к фильму Владимира
Хотиненко '72 метра' (2004).
***
Назад |