На главную страницу
Эннио Морриконе - Москва. 23 июня 2005 года. 19 часов 00 минут. Государственный Кремлёвский Дворец.
о концерте | фотогалерея | материалы прессы     

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ
ЕДИНСТВЕННЫЙ КОНЦЕРТ

ЭННИО МОРРИКОНЕ

23 ИЮНЯ 2005 ГОДА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

23 июня 2005 года, в Москве, в Государственном Кремлевском Дворце состоится единственный концерт знаменитого итальянского композитора и дирижера Эннио Морриконе. Маэстро представит российской публике уникальную программу своих лучших произведений в сопровождении Государственного оркестра радио и телевидения России (художественный руководитель - Народный артист России Сергей Иванович Политиков) , большого хора из ста голосов, сопрано и пианиста. Благодаря проекции на гигантские экраны, установленные на сцене Кремля, зрители смогут вновь пережить захватывающие мгновения с героями знаменитых фильмов и сериалов, в которых звучит музыка Эннио Морриконе.

Сам «миллиардер мелодий», как его называют музыкальные критики во всем мире за щедрость музыкального материала, вообще не планировал писать музыку для фильмов: «Я всегда мечтал стать классическим композитором. Мне никогда не приходило в голову, что я могу стать создателем киномузыки. Я создал свое первое произведение, когда мне было шесть лет. Музыка всегда была частью нашей семьи, мой отец был трубачом и играл все от оперы до джаза».

«Моцарт киномузыки», как его назвала английская Guardian , родился 10 ноября 1928 года в Риме. В 1938 году он начал заниматься в консерватории «Санта Чечилиа» по классу трубы, в 1944 году, прослушав курс гармонии, приступил к изучению композиции. Впрочем, поначалу мальчик относился к музыке как к хобби - он мечтал стать врачом. Но отец мыслил более приземленными категориями: вместо скальпеля - труба, будешь зарабатывать деньги! Пришлось подчиниться воле родителя и принять музыку как занятие на всю жизнь . В октябре 1946 года Эннио Морриконе получил диплом музыканта (позже он поступил в консерваторию еще раз и за три года выучился на дирижера). Вскоре начинает сочинять музыкальные произведения, делает аранжировки народных песен, пишет музыку для радио, телевидения и театра.

С середины 50-х годов прошлого века Морриконе начал сочинять и аранжировать музыку для кино (в титрах, правда, указывались имена более известных композиторов). В 1961 году на экраны вышла лента «Il Federale», которая стала первой официальной работой композитора Морриконе в кино.

Через три года началось его сотрудничество с кинорежиссерами Серджо Леоне и Бернардо Бертолуччи. Огромный успех фильма «За пригоршню долларов», поставленном его одноклассником Леоне, стал трамплином и для Эннио Морриконе (хотя композитор и скрылся под псевдонимом Лео Николс). При создании звукового оформления фильма он использовал непривычные для того времени инструменты - электрогитары, колокольчики, флейту Пана. Леоне мечтал создать свой, европейский вариант «вестерна» с молчаливыми, уверенными в себе ковбоями и для атмосферы требовалась соответствующая музыка. В фильмах Леоне маэстро создал целый музыкальный мир - чего стоит его тема «человек с гармоникой» из фильма «Однажды на Диком Западе»! Позже для эпопеи «Однажды в Америке» того же Леоне, Морриконе сочинил одну из лучших своих мелодий, ностальгическую « Cockeye's song », уносящую любого ее слушателя (или зрителя фильма) в воспоминания о детстве, к которому нет возврата.

Мелодии Эннио Морриконе впечатываются в мозг - итальянский композитор владеет редкостным искусством своего рода «кинослогана». Невероятно трудно придумать в рекламе четкий и запоминающийся лозунг, яркий образ, действующий на подсознание. Морриконе способен выразить наиболее важную мысль всего киноповествования в емкой и нередко эффектной форме музыкального языка.

Музыка маэстро звучит более чем в пяти сотнях фильмов, в том числе в знаменитых картинах Серджо Леоне («Однажды в Америке», «За пригорошню долларов», «Хороший, плохой, злой»), Бернардо Бертолуччи («Двадцатый век»), Пьера Паоло Пазолини («Кентерберийские рассказы», «Декамерон», «Теорема»), Джузеппе Торнаторе («Новый кинотеатр «Парадизо», «Легенда о пианисте», «Малена»), Квентина Тарантино («Убить Билла»), Оливера Стоуна («Поворот»), Педро Альмадовара («Свяжи меня!»), Дарио Ардженто («Птица с хрустальным опереньем», «Синдром Стендаля»), Джона Карпентера («Нечто»), Жоржа Лотнера («Профессионал»), Майка Николса («Волк»), Брайана Де Пальмы («Неприкасаемые», «Миссия на Марс»), Франко Дзефирелли («Гамлет»), Романа Полански («Неистовый»), Барри Левинсона («Разоблачение», «Багси»), Михаила Калатозова («Красная палатка»), Владимира Хотиненко («72 метра») и многих других.

Что касается собственной плодовитости ( только 1972 году Морриконе написал музыку к двадцати двум фильмам ), то маэстро не воспринимает восторженного трепета окружающих: «А сколько сочинил Бах? А сколько написал Моцарт в 33 года? По сравнению с ними я - безработный! Возможно, я и желал бы расслабиться, но пока не могу себе этого позволить».

Король саундтрека неподражаемо, непостижимо разносторонен, работая с лентами самых разных жанров. Морриконе можно было бы обвинить во всеядности и композиторском графоманстве - если бы он не был профессионалом высочайшего класса, истинным художником, которой охвачен жаждой творчества. Многие фильмы уже никто не вспоминает, но осталась музыка. Она существует самостоятельно, тиражируется на аудионосителях и услаждает слух поклонников, которые, наверно, даже не подозревают, что эти мелодии были написаны по конкретному поводу, для определенного фильма. Но ведь нас мало интересует тот факт, что Моцарт сочинял свои воздушные симфонии, серенады, оперы и марши по заказу австрийского императора.

За свою выдающуюся карьеру Эннио Морриконе получил огромное количество премий, в том числе «Грэмми» за музыку к «Неприкасаемым», семь призов «Давид» итальянской киноакадемии, дважды был удостоен «Золотого глобуса» (за музыку к «Миссии» и «Легенде о пианисте»), пять раз номинировался на «Оскар», а в этом году получил российского «Золотого Орла» за музыку к фильму Владимира Хотиненко «72 метра». Но самой дорогой наградой композитор считает «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, которого он был удостоен в год столетия кино, в 1995 году за выдающие творческие достижения.

Сейчас Эннио Морриконе прочно утвердился как лидер киномузыки. Записи его саундтреков расходятся гигантскими тиражами, культовый саксофонист Джон Зорн р еконструирует композиции Морриконе в альбоме « The Big Gundown», Квентин Тарантино благодарит его на вступительных титрах своей дилогии «Убить Билла», а сэр Мик Джаггер недавно заявил, что, если бы умел читать ноты и не боялся пианино, устроился бы переворачивать партитуры на концертах маэстро .

В этом году запланированы премьеры восьми фильмов с музыкой Морриконе. Кажется, что источник вдохновения композитора никогда не иссякнет, как не иссякнет экспрессия той музыки, которую он сочиняет для кино. Скорее всего, он просто обожает десятую музу – музу кино, и та платит ему взаимностью. Так много и успешно работать для кино может только человек, в него влюбленный. А Морриконе, как истинный итальянский мужчина, ничего не делает вполсилы.

Официальный сайт Эннио Морриконе: www.enniomorricone. com

Официальный итальянский сайт Эннио Морриконе: www.enniomorricone.it

Назад


© Создание Фабрика Новых Технологий 2004